23. ГОДОВОЙ ПЛАН КООПЕРАТИВА
Следующий очень важный вопрос - это годовой план. Мы требуем от кооперативов годовой план. Он должен быть, то есть кооператив четко должен знать, что он будет сделать за этот год. Желательно расписать каждый шаг, чтобы любой пайщик знал когда что будет сделано. В понятие годовой план входит: план мероприятий, какие результаты хотят получить и когда по графику он должен это сделать.

Очень важный вопрос, который мы вот здесь с вами обсуждали помните, годовая отчётность и встреча с пайщиками. У нас в Казахстане есть проблема, многие председатели кооперативов к собранию пайщиков относятся безответственно, даже проводить эту встречу не хотят.

А пайщики за рубежом они что делают? Когда у них есть объёмы большие они могут нанять опытных тренеров, спикеров, экспертов и музыкантов. У пайщиков это такое грандиозное шоу, они живут, чтобы там оказаться. Это мероприятие такое многогранное, когда ты стал пайщикам такого кооператива, ты готов в этот кооперативе оставлять ещё больше денег. Потому что ты чувствуешь себя там важным членом общества. Вот в Турции депутаты прежде чем идти на выборы идут в кооперативы, и председатель кооператива говорит, хорошо мы за тебя проголосуем, но ты нам сюда дорогу проведи. Или нет мы не будем за тебя голосовать, мы все голосуем за другого человека, он говорит большое спасибо. Потому что, если ты участвуешь в предвыборной гонке у тебя большие затраты, а так ему сказали не неси затрат, шансов нет.

Каждый раз, когда вы будете проводить собрание членов кооператива, сделайте из этого шоу. Пусть там ваши пайщики чувствуют себя звездами. Пусть их руки жмут первые лица ваших областей. Если у вас будет достаточно большой кооператив, это более чем реально. Потому что депутат будет знать, что вы и есть его избиратели и он будет обязательно с вами встречаться. И вы сможете диктовать ему свои условия: привезти то должностное лицо или другое. И вы будете ключевые важные для вас вопросы решать на этом мероприятии. Потому что кооперативная модель она сама себя воспроизводит.

Очень важный вопрос, который сегодня мы с вами должны пройти это как вы будете привлекать пайщиков. Когда у вас есть бизнес-план вы должны сделать в первую очередь нарисовать вот такую шкалу пайщиков. Например, вам нужно собрать для открытия бизнеса стоимостью например 50 млн тенге или 100 млн тенге. Дом отдыха или гостиницу можно в Казахстане взять за 100 млн тенге? Не можем. За сколько можем? Ну хорошо 500 000 000 тенге, мы можем рассчитать. Вы должны дать ему шкалу.

Вы можете 500 пайщиков по 1 млн тенге сделать? Давайте мы договоримся, что это будет 1 000 пайщиков, тогда мы собираем по 500 000 тенге, мы можем сказать 2 000 пайщиков тогда мы собираем по 250 000 тенге. Смотрите у нас уже цифра с вами становится реальной, легко подъемной, даже для людей, у которых не так много денег.

У нас появляются какие-то доходы. Путевка в санаторий сейчас стоит 10 000 в сутки, у нас заселиться может 200 человек. Посмотрите у нас 200 человек в сутки 10 000. Давайте умножим на 10 000 сначала это получается 2 000 000 и умножим на 365 дней в году. Итого мы получаем 730 000 000 тенге за первый год, значит наш бизнес за год окупается? Да? И на следующий год у пайщиков появляется возможность десять дней отдыхать бесплатно. Если мы говорим с вами о 500 человек, тогда мы 20 дней в году оставляем в отеле для пайщиков, зато остальные 11 месяцев он приносит нам прибыль.

11 месяцев мы умножаем на 30 и умножаем на 2 000 000, получается 660 000 000 тенге. Они получают месяц возможность отдохнуть бесплатно, плюс у них получается 660 000 000 тенге. Большой разницы нет 500 пайщиков, 1 000 пайщиков мы можем два месяца отдать, тогда мы 10 месяцев в году считаем, но зато 1 000 пайщиков, если каждый из них по одному человеку возьмет дополнительно отдохнуть в этом отеле, тогда ваши доходы реально растут.

Когда вы как кооперативные агенты считаете, вы должны пайщикам дать возможность выбора, потому что идею и подход кооперативный ыы должны соблюдать всегда. Если ыы согласны на модель кооператива из 500 человек, месяц отдыхай в остальное время зарабатывай, тогда пай стоит столько, а если не согласны тогда давайте привлеките ещё людей, тогда нас будет больше и цена пая меньше. Пусть каждый из нас привлечет по 2 человека и мы с вами скинемся по 500 000 и всё равно мы остаёмся в плюсе.
Когда ваши пайщики, которых вы привлекли становятся с вами заодно, тогда вы имеете возможность запустить теплую волну.

А будут кто скажет, давай знаешь мы сложимся 500 человек по миллиону, и не будем увеличивать количество людей. И будут, кто скажет, я не хочу рисковать миллионом, давай скинемся по 500 тыс, а я позвоню двум своим знакомым, при этом меньше рисков и прибыль такая же.

Рассчитаем прибыль на пайщика. Годовой доход составляется при том, что вы там набрали 500 пайщиков и у вас годовой доход равен там 660 млн. Плюс месяц отдыха в этом в санаторий и прибыль 660 млн разделить на 500 выходит 1 000 320 в год. Вложил миллион и за 5 лет ему кооператив принесет 6 600 000. Затратная часть на открытии кооператива составила 1 000 000, а продажи на вторичном рынке составит уже несколько миллионов.

Кооператив как юридическое лицо извлекает доход исключительно в рамках зарплаты председателя кооператива и сотрудников. Его доход формирует его затратную часть. Потому что кооператив не является коммерческой организацией, единственно вы как председатель кооператива можете заложить 20% прибыль от оборота. Да, вы как человек который придумал эту модель можете заложить туда свой процент. Просто отсюда с этой суммы 20% вы отдадите на зарплату председателю кооператива и 20% акселератору. И вы таких моделей будете воспроизводить множество. И вам будет всё равно какие затратные части у кооператива. Потому что кооперативы это не то что приносит вам прибыль, они поглощают ваши прямые затраты. Вы ориентируетесь только на доходность и на привилегии. И там вы можете зарабатывать просто очень серьёзно.

Кооператив - это не есть в чистом виде бизнес-модель, это не коммерческая структура. В кооперативе есть доходная часть и есть привилегии. Пайщики кооператива получают привилегии и может быть доход. Вот я, например, видел кооперативные дома престарелых. Когда человек каждый год заключает договора и делает отчисления в свой кооператив на протяжении 20 лет, чтобы когда он стал старым он мог проживать в нем с полным комфортом. Есть кооперативные школы, где родители вкладывают в школу, чтобы, когда их дети подросли они могли в этой школе получить образование и дать своим детям очень хорошее образование и когда дети уйдут из школы они могут продать свой пай и вытащить оттуда свои деньги. Это очень хорошая стратегия.

Понимаете, в чём фишка. Кооперативы - это не есть коммерческие проекты, кооперативы это механизмы, когда вы потребляя, экономите деньги и ещё все затраченные деньги вы через какое-то время за счет изъятия пая вы можете вернуть себе обратно. Вот их основная прибыль. Но те люди, которые сделают акселерацию кооперативом, которые создают кооперативы получают суперприбыль. А ваши члены кооператива они работают ради привилегий и дохода. Они могут даже доходы не получать, потому что кооператив может тратить все доходные деньги может тратить на то, чтобы купить бензин этим пайщикам, чтобы купить талоны пайщикам. Вы как предприниматели вы можете создать группу компаний вокруг кооператива и можете зарабатывать. Вы аккумулировали миллиард тенге допустим, этот миллиард тенге вы можете заработать через свои группы компаний.

Это не дочерние организации, это поставщики. Кто вам мешает поставлять в этот кооператив молоко? Кто вам мешает открыть туристическую компанию. И получается если мы модель с отелем возьмем у вас за год получится 500 клиентов, которых вы отправили в туристическую поездку. Вы как инициаторы можете железнодорожный маршрут открыть. Сборочный центр по сбору электромобилей можете открыть.
Потому что затратная часть на электромобили очень низкая, а доходность очень высокая. Ваш интерес как предпринимателей не страдает, потому что вы как инициатор можете вокруг кооперативу построить всё это цепочку поставок и зарабатывать.

Потому что пайщики они свое всё-равно получают. Пайщик ради чего идет в кооператив? Ради дохода и привилегий. Он хочет кушать картошку, но не покупать ее по 120 тенге, а хочет ее покупать по 30 тенге. Хотите вы им это дать, дайте ему это и при этом станьте богатым человеком.
Мне нравится кооператив потребительский больше, чем ТОО, вам не надо вкладывать деньги, в смысле не всё считается деньгами, вам не надо производить оценку. Чем мне нравится кооперативный пай от акционерного капитала, потому что стоимость акции она фиксированная для всех. Вы не можете варьировать, вы можете только количество акций покупать.

В кооперативе пайщики решают какую сумму вложить. Просто я вам нарисовал упрощённую модель, у вас будет чуть посложнее, у вас там будет 10 человек по 500, по миллиону, 100 человек по 250 и тд. Но у вас пропорциональные доли доходов, вы эту сумму получили 730 млн, она пропорционально изменится. Но вы хорошо зарабатываете в любом случае.

Давайте ещё раз акцент.

Председатель кооператива хорошо зарабатывает? Да!

Кооперативный агент хорошо зарабатывает? Да!

Кооперативный бизнес-акселератор для своего владельца кооператива зарабатывает, наверное, больше всегда.

Ещё много зарабатывают сертифицированные поставщики. Для пайщика ваша сделка заключается в том, что пайщик получает привилегии.

В вашем случае у вас привилегия - это квартира по дешёвой цене без переплат в 300% ипотеки. Вы экономите ему 300% это всё равно выгоднее.

Пайщик тоже счастлив. И у нас появляется целых шесть счастливых персонажей. Тот, кто придумал кооператив, председатель кооператива, корпоративный агент, бизнес-акселератор, потому что если вы решили мультиплицировать, поставщик, и больше всех это пайщик.

© 2025 «Национальная Ассоциация Кооперативов и других форм экономических сообществ РК"
Tilda Publishing